30 лет назад, в начале апреля 1993 г., появился первый номер журнала «Гироскопия и навигация», но не с этой даты отсчитывается история издания.
Издательская деятельность началась на заводе «Электроприбор» в 1935 г. с выпуска информационно- технических бюллетеней отраслевой лаборатории измерений. Известно, что с 1935 по 1940 г. было опубликовано 57 выпусков. С 1938 г. завод на собственной полиграфической базе стал печатать бюллетень «Организационно-технические достижения стахановцев». Вплоть до Великой Отечественной войны эти брошюры выходили регулярно и играли большую роль в распространении передовых технических решений.
Необходимость нового издания назрела в 1943 г., и оно было учреждено как орган Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР (аналог нынешнего министерства) с целью обобщения опыта, накопленного различными организациями приборостроительной отрасли. Вышедший 79 лет назад, в феврале 1944 г., первый номер технико-производственного бюллетеня, ставшего первым в нашей стране периодическим сборником статей по навигационному приборостроению, так и называл-ся – «Приборостроение». Ответственным редактором был утвержден д.т.н. Сергей Федорович Фармаковский – известный ученый, признанный лидер в области морской гироскопии.
Менялись состав редакционной коллегии и название издания: вначале «Приборостроение» (1944–1968 гг.), затем «Морское приборостроение» (1968–1973 гг., с 1971 г. – серии II и III «Навигация и гироскопия» и VII «Общетехническая»), «Вопросы кораблестроения» (1974–1985 гг., серии «Навигация и гироскопия», «Технология морского приборостроения»), «Судостроительная промышленность» (1986–1992 гг., серии «Навигация и гироскопия», «Общетехническая»).
С 1979 до середины 1983 г. ответственным, а затем главным редактором журнала был известный конструктор морских навигационных приборов лауреат Ленинской премии В.И.Маслевский. После главным редактором издания стал д.т.н. (ныне академик РАН) Владимир Григорьевич Пешехонов.
Необходимо отметить, что в те годы журнал не публиковался в открытом виде, и любой желающий не мог его приобрести, что не помешало изданию превратиться в самое авторитетное и известное среди ученых и специалистов в области навигационного приборостроения Советского Союза.
В 1992 г. отраслевые журналы перестали выходить. Дирекция ЦНИИ «Электроприбор» приняла решение взять выпуск издания на себя. В результате институт стал в 1993 г. учредителем нового журнала – «Гироскопия и навигация». Под руководством главного редактора В.Г.Пешехонова журнал продолжил развивать свои традиции. В 1996 г. соучредителем издания стала международная общественная организация «Академия навигации и управления движением», объединяющая около 400 ведущих ученых из нескольких стран.
Сегодня журнал сохраняет позиции ведущего российского периодического издания в области навигационного приборостроения. Хотя количество публикаций в журнале составляет не более 10% от общего объема выходящих в России статей по гироскопической тематике, они являются наиболее авторитетным источником научных знаний. Подтверждением этому могут служить следующие цифры. В Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) из ста наиболее цитируемых статей по гироскопии 35 опубликованы в нашем журнале. Такого показателя нет ни у одного другого издания. В целом же по тематике «Приборостроение» мы занимаем первое место по величине импакт-фактора (показателя, характеризующего количество цитирований журнала за определенный срок, обычно последние 4-5 лет). Пятилетний импакт-фактор журнала в РИНЦ сейчас составляет 0,663.
С 2010 г. журнал стал международным, появилась его англоязычная версия – Gyroscopy and Navigation. С тех пор популярность нашего издания в мире растет, с каждым годом увеличивается количество скачиваний статей (см. гистограмму) и импакт- фактор в международной базе научного цитирования Scopus: на сегодняшний день он составляет 2,6 – значение достаточно высокое по мировым меркам для узкоспециализированного журнала.
Помимо гироскопической тематики журнал охватывает многие смежные области науки и техники. Так, на страницах издания постоянно публикуются статьи, посвященные исследованиям по гравиметрии, глобальным спутниковым навигационным системам, алгоритмам обработки навигационной и гидроакустической информации.
В последние годы редколлегия предпринимает шаги по расширению тематики, привлекая статьи по навигации автономных подводных аппаратов, созданию гидроакустических навигационных систем, навигации и управлению движением космических аппаратов и др.
Журнал существует, пока он нужен своим читателям и авторам. Интерес авторов обусловлен авторитетностью издания и легко измеряется редакцией и редколлегией по количеству подаваемых для публикации статей. Что думают о журнале читатели, узнать сложнее. Непосредственный контакт с аудиторией наладить трудно, поэтому в 2020 г. было решено организовать онлайн-семинары, посвященные обсуждению опубликованных в журнале статей, авторы которых согласились выступить перед научной общественностью. Семинары проходят раз в 3-4 месяца, и каждый из них вызывает большой интерес у участников из многих городов нашей страны. У журнала есть аудитория заинтересованных читателей – от студентов технических вузов до ведущих ученых, представителей Российской академии наук.
Редакция поздравляет всех читателей, авторов, рецензентов и членов редколлегии с тридцатилетием журнала и желает изданию оставаться актуальным и развиваться в ногу со временем.
Д. О. Тарановский (секретарь редколлегии журнала)