27 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения Виктора Ивановича Кузнецова, одного из лидеров отечественной гироскопии, академика, дважды Героя Социалистического Труда, члена знаменитого Совета главных конструкторов космической техники, организованного Сергеем Павловичем Королевым.
Виктор Кузнецов учился в Ленинградском индустриальном институте (ныне Политехнический университет), но специальность «паровые машины и котлы» его не устраивала, и он добился перевода на вновь организованную специальность «динамика машин». Вопрос о переводе решался после собеседования, которое провел с Кузнецовым выдающийся профессор-механик Евгений Леопольдович Николаи, в тот период активно работавший в новой области – механике гироскопов. Это и стало специализацией В. Кузнецова.
На преддипломную практику В. Кузнецов был направлен в единственное гироскопическое подразделение страны и города – морскую часть завода «Электроприбор», к Н.Н. Острякову, который в ходе первой же беседы определил тему дипломной работы и взялся ею руководить. Дальнейший профессиональный рост В. Кузнецова был стремительным: через месяц он был зачислен на штатную должность инженера, затем ему была поручена сдача гировертикали «Газон» на крейсере «Киров». Он не только справился с этой задачей, но, проанализировав работу системы управления стрельбой, предложил ее усовершенствование, значительно повысившее точность стрельбы. В 1943 г. за это усовершенствование он в составе авторского коллектива получил свою первую Государственную премию.
В 1938 г. закончился первый год работы В. Кузнецова в гироскопии, очень успешный год. Крейсер «Киров» был включен в состав Балтийского флота, В. Кузнецов блестяще защитил дипломный проект «Корабельная гировертикаль», и ему была присвоена квалификация инженера-исследователя. Он заслужил большой авторитет у коллег в «Электроприборе» и среди флотских командиров.
Следующий год был посвящен напряженному труду наl гировертикалью «Шар». Дефицит времени был таким, что Кузнецова на три месяца перевели на казарменный режим без права выхода с завода. Успешные испытания гировертикали на крейсере «Максим Горький» стали результатом этой работы. Сороковой год принес новые важные планы, но жизнь сложилась иначе.
Было принято решение о формировании в Москве второго центра по разработке гироскопической техники, и Виктору Ивановичу предложили возглавить это подразделение. Он отказывался, хотя настаивал нарком судостроительной промышленности И.Ф. Тевосян, а затем и председатель правительства В.М. Молотов. Дело решил приказ.
Кузнецов еще толком не освоился на новом месте, как был командирован в Германию принимать приборы управления артиллерийским и торпедным вооружением для строившегося по заказу СССР крейсера «Чапаев». Здесь его застала война, он в составе группы советских специалистов был интернирован, за месяц прошел полицейский участок, тюрьму «Моабит», пересыльный лагерь и был выслан в СССР.
В 1942 г., когда морская часть завода «Электроприбор» была эвакуирована из осажденного Ленинграда в Москву, Виктор Иванович воссоединился с ленинградскими коллегами. Совместно была разработана гировертикаль «Компонент» (вторая Государственная премия В.И. Кузнецова).
В 1945 г. завершилась еще одна разработка Виктора Ивановича – одноосный силовой стабилизатор танкового орудия «Таран». Сравнительные полевые испытания с американским танком «Шерман» выявили преимущества схемы, предложенной Кузнецовым. Но в производство она не пошла, и еще долго наши танки для прицельной стрельбы вынуждены были останавливаться.
После окончания войны Кузнецов был командирован, как и многие специалисты, в Германию для отбора техники и документации в качестве репарации. На заводе, на котором он принимал раньше приборы для крейсера, обнаружил гиростабилизаторы для немецких ракет. Это, а также случайная встреча в самолете с С.П. Королевым привели Виктора Ивановича в зарождавшуюся ракетно-космическую промышленность.
Как известно, разработка советских ракет началась с воспроизведения немецкой ракеты «Фау-2». Но уже через год Кузнецов разработал модернизированные приборы управления ракетой, превзошедшей по дальности и точности немецкий прототип. Так началась чрезвычайно плодотворная деятельность Виктора Ивановича в ракетной технике. Особое внимание он обращал на тщательную отработку надежности аппаратуры.
Вспоминает ближайший сотрудник Кузнецова Иларий Николаевич Сапожников: «И если половина немецких ракет, выпущенных во время войны, сбивалась с курса и терпела аварию, то в отечественной ракетной технике отказы по вине гироприборов, разработанных под руководством Кузнецова, стали чрезвычайной редкостью.
Это дело стало основным в жизни Виктора Ивановича». В гироскопе для него не было мелочей, он тщательно отрабатывал каждое техническое решение. Он сформировал гироскопический институт и был его главным конструктором, но не директором – административная работа его не прельщала. В институте Кузнецова (сейчас НИИ прикладной механики имени В.И. Кузнецова) был разработан поплавковый гироскоп с газодинамической опорой ротора, но гироприборы строились на менее точных «сухих» гироскопах до тех пор, пока поплавковые гироскопы не подтвердили уникальный ресурс – 150 000 часов. Кстати, на базе модификации поплавковых гироскопов космического применения ЦНИИ «Дельфин» создал морские инерциальные навигационные системы, отличавшиеся высокой надежностью.
Ключевой была роль академика Кузнецова в создании гироскопической подотрасли в приборостроении. По его инициативе были построены специализированные гироскопические заводы, крупнейший из них – Саратовский завод, где Виктор Иванович месяцами работал над освоением гироскопических технологий, а всего таких заводов для ракетной техники было построено семь. Один из них – Барнаульский завод «Ротор» – отошел в судостроение.
Академик А.Ю. Ишлинский, много десятилетий работавший с Виктором Ивановичем, охарактеризовал его так: «Виктор Иванович – крупный ученый, выдающийся инженер. Я бы переставил эти слова местами. Это крупнейший инженер нашего времени. А хорошим инженером быть труднее, чем хорошим ученым. Конечно, Виктор Иванович был ученым, и математические трудности им легко преодолевались. Но это не было главной задачей.
Главной задачей было изготовление и доведение инженерного труда до конца, когда гироскопический прибор действительно мог быть поставлен на соответствующее изделие и хорошо работать».
Таким был Виктор Иванович Кузнецов. Я довольно часто встречался с ним в Академии наук в последние годы его жизни и могу только добавить очень теплое отношение к «Электроприбору», где впервые проявился его инженерный талант.
В. Г. Пешехонов
научный руководитель АО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»